7(41147)76-120
678980, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, пос.Чульман, ул. Гагарина, 27а эл.адрес: buratino@nerungri.edu.ru
Пн - Пт с 7.30 до 18:00

Новости

 14.02.2018 года в Нерюнгринском районе прошел театральный фестиваль-конкурс "Лучик солнца" им.А.Ильиной, посвященный десятилетию детства в России, на котром под руководством музыкального руководителя Неженцевой И.М. и воспитателей ташиной М.В, Юзенко И.М., Коротковой Р.Г. дети старшей группы представили музыкальную сказку "Муха-Цокотуха", а девочки подготовительной группы номер "Танец северных оленей". Гости из Государственного ТЮЗа РС(Я) поблагодарили наших воспитанников ответным спектаклем "Житель срединного мира старик Ордьоот".

 09.02.2018г учитель-логопед Кривоногова И.Ю. совместно с воспитателем старшей группы Ташиной М.В. провели мастер-класс для родителей и педагогов по теме: "Занимательный мир звуков и букв".

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, что бы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, что бы они стали гармонично развитыми личностями.

 21.12.2017г  учитель-логопед Кривоногова И.Ю. и воспитатель Короткова Р.Г. с родителями подготовительной группы провели мастер - класс "Изготовление лэпбука "Грамотейка". Родители  заинтересовались и включились в совместную с педагогами деятельность по изготовлению лэпбука. На мастер - классе родителям был дан алгоритм изготовления, показаны возможные варианты, предоставлен материал  и средства необходимые для изготовления. 

Развитие восприятия цвета

Маленький Человек появился на свет. И эта кроха от рождения уже имеет мощную систему, готовую к воспри­ятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности - познанию окру­жающего мира и себя в нем. Главным средством удовлет­ворения этой потребности и является сенсорное освоение действительности за счет ощущений, чувственных воспри­ятий и наглядных представлений.

Мир простых вещей воспринимается малышом как чу­десный, еще неведомый и прекрасный. Поэтому работу по восприятию цвета с детьми раннего возраста мы начали с оформления групповой комнаты, используя чистые цве­товые насыщенные тона.

Уже в прихожей ребят встречает дружная семья чере­пах - картинок, расположенных в порядке спектральной последовательности (такие изображения мы крепим на «липучках», что позволяет менять их в зависимости от времени года, праздничных дат). Различные сюжетные и предметные изображения располагаются по всей группо­вой комнате. Эти композиции помогают в усвоении сен­сорных восприятий, а также несут в себе большой эмоци­ональный заряд.

Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнооб­разием красок, форм и других свойств предметов, поэто­му сенсорное воспитание на занятиях и является основой развития чувственного опыта детей.

Готовя пособия к занятиям, я опиралась на эталонную систему основных цветов спектра. А опыт работы в груп­пе раннего возраста показал, что никакие промышленные игры и игрушки не могут заменить игрушек, изготовлен­ных вручную. Ведь в них заложена доброта и тепло, по­этому мои малыши очень любят заниматься с такими иг­рушками, и процесс усвоения материала идет значитель­но быстрее.

Планируя занятия по ознакомлению детей с цветом, я придерживаюсь принципа последовательности, преду­сматривающего постепенное усложнение заданий.

Все занятия провожу в игровой форме, с использова­нием подвижных игр, пальчиковой, фонематической гим­настики, русских народных потешек. От простых игровых сюжетов на ранних стадиях обучения мало-помалу пере­хожу к более развернутым.

Занятия я начинаю с различения двух цветов - крас­ного и зеленого. Этот небольшой комплекс занятий под названием «Ёжики и грибочки» уже в начале адапта­ционного периода помогает развлечь и организовать де­тей.

Далее игры-занятия становятся разнообразнее. В них включается дидактический материал. Таков комплекс «Ве­селые подружки».

В этом комплексе занятий предполагается ориенти­ровка на четыре цвета в разном их сочетании: парами, по три и все четыре в зависимости от подгруппы детей и сте­пени усвоения материала. Этот комплекс игр-занятий так­же рассчитан на адаптационный период. Малыши учатся первым элементам сюжетной игры, использованию пред­метов-заместителей .

Сюжеты комплекса просты и знакомы ребятам. При­обретенные на занятиях навыки малыши в дальнейшем применяют в самостоятельной игре. Материалом в играх служат кубики, шарики, втулочки, пирамидки, все те иг­рушки, которые находятся в группе. Самое главное -творчески подходить к подбору игр - и ваши подопечные останутся довольны.

После комплекса игр-занятий с куклами я перехожу к дидактическим играм, выполненным в цветовой гамме радуги. Этот комплекс игр называется «Веселые гномы». Он включает в себя группирование однородных и соот­несение разнородных предметов, закрепление представ­лений о форме и величине предметов. Занятия прово­дятся по подгруппам. Как показывает опыт работы с детьми раннего возраста, большинство малышей усваи­вают ориентировку в цветах радуги уже к концу второго квартала.

Пособия к комплексам занятий «Жил осьминог со сво­ей осьминожкой» и «Что за чудо-черепахи» разработаны в двух вариантах - плоскостном и объемном, что помогает детям более полно и отчетливо воспринимать различные свойства предметов.

В занятия по восприятию цвета я включаю также изобразительную деятельность, аппликацию и конструи­рование.

Мир цвета сказочен не только для ребенка. Когда по­гружаешься в разработку новой игры, сам попадаешь в мир сказки и фантазии, каждое уже завершенное пособие дает толчок к изготовлению нового. Так хочется в наш компьютеризированный, технический век подарить детям веселую, яркую, цветную мягкую сказку, сделанную с лю­бовью и добротой собственными руками.

«ЕЖИКИ И ГРИБОЧКИ»


(комплекс занятий с дидактическим материалом)

«Поможем ежикам»

Основная дидактическая задача.

Продолжать формировать у детей простейшие при­емы установления тождества и различия цвета однород­ных предметов.

Материал: игрушки - ежики двух цветов (красный и зеленый); грибы двух цветов (красные и зеленые).

Ход занятия.

На ковролине расположены грибочки - это небольшая лесная полянка, там же находятся ежики. Воспитатель предлагает детям подойти к полянке.

- Ребята, вон сколько грибов выросло на лесной опушке после дождика, какие они красивые и разные! Вот этот грибок какого цвета, кто знает?

Воспитатель показывает красный гриб и, если кто-то отвечает правильно, поощряет малыша. (Аналогично с зе­леным грибом.)

- Посмотрите, ребята, на полянке - ежики, какие они славные! Один ежик красного цвета (показывает),
другой - зеленого. А давайте мы соберем для этих ежи­ков грибочки. Только будьте внимательны: я красному ежику дам красный грибочек, а зеленому ежику - зеленый
грибок, вот так.

Воспитатель показывает, как. надо прикрепить грибоч­ки к «колючкам» ежиков.

Если кто-либо из малышей неправильно выполняет задание, взрослый помогает. Но вот все грибочки собра­ны и подарены ежикам. Воспитатель и дети любуются сво­ей работой.

В конце занятия можно провести подвижную игру «За­инька» (см. ниже).

«В лес, по грибочки»


Основная дидактическая задача.

Научить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.

Формировать у них простейшие приемы установле­ния тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой же», «не та­кой», «разные».

Материал: грибочки двух цветов - красные и зеле­ные, одноцветные ведерки у детей, два ведерка поболь­ше - красное и зеленое.

Ход занятия.

В одном из уголков игровой зоны заранее оформля­ется лесная полянка с грибами на «липучках». Воспитатель раздает детям маленькие ведерочки:

- Давайте-ка сегодня пойдем с вами в лес за гриба­ми. (Приговаривает):

Гриб-грибок, 

Выставь лобок! 

На тебя погляжу, 

В кузовок положу!

Грибок к грибку, 

А мой наверху!

- Ребята, посмотрите, сколько грибов в нашем лесу, давайте их соберем.

Дети собирают грибы и складывают в свои ведерки.

- Молодцы, все грибочки собрали. Посмотрите на грибочки - они у нас разные: вот этот гриб - красного цвета, а этот - зеленого. Давайте-ка положим грибочки красного цвета в красное ведро, грибочки зеленого цве­та - в зеленое.

Сначала воспитатель выполняет эти действия сам, со­ветуясь с малышами, куда положить гриб того или иного цвета. Так, показав зеленый гриб, спрашивает: «Где лежит грибок такого же цвета; куда его нужно положить?» Затем прикладывает зеленый грибок к красному и говорит, что они разные, после этого прикладывает зеленый грибок к зеленому и отмечает, что они одинаковые.

Далее дети выполняют задания, раскладывают гри­бочки соответственно цвету по ведрам.

В конце занятия проводится игра «Заинька».

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком. Дети вслед за педагогом

Зайка, зайка, попляши, овторяют движения,

Твои лапки хороши. которых говорится

Стал наш заинька плясать, в потешке.

Малых деток забавлять.

Вместе с зайкой нашим

Весело попляшем.

«...В дальний лес мы пойдем, там грибы-маслята»


Основная дидактическая задача.

Продолжить формирование у детей практических
знаний о цвете предметов (красный и зеленый), о вели­чине (большой и маленький).

Развивать умение подбирать предметы определен­ного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.

Обобщать предметы по признаку цвета.

Познакомить малышей с новым цветом (желтым).
Материал: укрепленные на подставках деревца из картона трех цветов (красное, зеленое, желтое), грибы большие тех же трех цветов; грибы маленькие двух цве­тов (красные и зеленые); корзинки для детей; ежики двух цветов (красный и зеленый); дорожка, имитирующая мос­тик.



Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей поиграть с ним в игру «Похлопаем в ладошки!»:

Легкие хлопки перед грудью.

Похлопаем в ладошки, 

Похлопаем немножко. 

Похлопаем в ладошки 

Похлопаем опять!

И пальчики попляшут,

И пальчики попляшут,

У маленьких ребят!

И пальчики попляшут,

И пальчики попляшут,

А девочки и мальчики

Все ровненько сидят.

После игры воспитатель говорит:

- Давайте, ребята, возьмем корзиночки и пойдем в лес за грибами. Но чтобы попасть в лес, нам нужно прой­ти по мостику:

Через мостик перейти

Надо нам, ребята.

В дальний лес мы пойдем,

Там грибы-маслята.

Педагог и дети проходят по мостику и попадают в ска­зочный лес.

Воспитатель. Посмотрите, какой красивый сказоч­ный лес. Вот на зеленой полянке растет зеленая елка. А на красной полянке - красная осинка. А что растет под деревьями?

Дети. Грибы!

Воспитатель. Правильно, грибы. А грибы у нас сказочные, посмотрите, они разные: один зеленый гриб, он растет под зеленой елочкой. Какой гриб?

Дети. Зеленый.

Воспитатель. А другой гриб - красный. Он рас­тет под красной осинкой. Какой гриб?

Дети. Красный.

Воспитатель (берет большой зеленый гриб). Ре­бята, а в грибе что-то есть, посмотрим? Ох, тут под шляп­кой маленькие зеленые грибочки, их много. Сколько их?

Дети. Много.

Воспитатель. Берите, дети, маленькие грибочки и кладите в свои корзиночки.

Затем аналогично рассматривают красный гриб и со­бирают маленькие красные грибочки в корзинки.

Воспитатель. А теперь мы отдохнем.

Малыши рассаживаются на стульях. На столе - боль­шая тарелка.

Воспитатель. Давайте все свои грибочки поло­жим на тарелку. Посмотрите, ребята, как много у нас гри­бов! Грибы разные - зеленые и красные. Вот зеленый гриб. Найдите такой же. А вот красный грибок. Кто мне покажет такой же?

Дети поочередно показывают грибы и называют цвета.

Воспитатель (обращаясь к детям). Послушайте, кто-то пыхтит под елкой! (Детиприслушиваются.)

Воспитатель читает стихотворение:

Серый ежик весь в иголках,

Словно он не зверь, а елка,

Хоть колюч молчун лесной

-Ежик добрый, а не злой.

- Кто это, дети?

Дети. Ежик!

Воспитатель. Правильно, ежик. Посмотрите, ка­кие замечательные ежики пришли к нам в гости:

Мы ежики - по лесу гуляли,

Грибочки искали.

Долго-долго мы шли,

А грибочков не нашли.

Как же быть нам, как же быть,

Чем нам деток покормить?

Воспитатель. Ребята, ежикам нечем кормить ежат. Они грибов в лесу не нашли. А у нас много грибов, давайте с ежиками поделимся. Посмотрите, ежики разные по цвету: один - зеленый, он любит собирать зеленые грибочки. А этот - красный ежик, он любит собирать красные грибочки. Давайте их угостим: зеленому ежику -такой же зеленый гриб; красному ежику - красный гриб.

Дети насаживают на «колючки» ежиков грибочки со­ответственно цвету самого зверька.

Воспитатель. Молодцы, поделились грибами, те­перь маленькие ежата не останутся голодными.

Ежи говорят детям спасибо и уходят в лес.

Воспитатель предлагает всем вместе поиграть в вол­шебном лесу.

Ребята, покажите, какие грибочки маленькие. (Дети садятся на корточки.)

А какие у меня ребята большие? Вот такие! (Дети встают и поднимают руки вверх.)

Игра повторяется 2-3 раза.

- Пока мы играли, вырос еще один гриб - желтый. Посмотрите, какой он красивый. А в нем что-то есть. Что там под шляпкой? Да это же маленькие желтые грибочки лесные звери ребятам собрали. Угощайтесь, ребятки. Скажем спасибо лесу за угощение.

«ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ»


(комплекс занятий с дидактическими материалами)

«Кукла Катя и ее подружки»

Основная дидактическая задача.

Ознакомить детей с предметами четырех цветов.

Обратить их внимание на цветовые свойства игру­шек.

Учить выполнять задания с однородными предме­тами, ориентируясь на одно свойство.

Продолжить обучение словам «цвет», «такой же», «не такой», «разные».

Материал: куклы, одетые в наряды четырех цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Ход занятия.

Педагог вносит в группу куклу в красном костюмчике.

Воспитатель. Ребята, это кукла Катя, у нее вся одежда красного цвета: шапочка красная, кофточка крас­ная, штанишки красные, носочки красные. Но она пришла не одна, с ней ее подружки - Зина, Света и Женя. По­смотрите, все куколки одеты одинаково: шапочки, кофточ ки, штанишки, носочки. Но одежда у них разного цвета. Кукла Зина одета в зеленую одежду. Какого цвета у Зины шапочка?

Дети. Зеленая.

Воспитатель. У куклы Светы синяя шапочка, синяя кофточка, синие штанишки и синие носочки. Какого цвета у Светы кофточка?

Дети. Синяя.

Воспитатель. У куклы Жени желтая шапочка, жел­тая кофточка, желтые штанишки и желтые носочки. Какого цвета у Жени штанишки?

Дети. Желтые.

Воспитатель. Ребята, видите, куклы принесли с со­бой корзинку с мячиками разного цвета. Кукла Катя, в крас­ной шапочке, любит играть красным мячиком. Кукла Зина, в зеленой кофточке, любит играть зеленым мячиком. Кукла Света, в синей шапочке, играет синим мячиком. Кукла Женя, в желтой шапочке, любит играть желтым мячиком.

(Говоря это, воспитатель дает по одному мячику со­ответствующего цвета каждой кукле.)

Воспитатель. Посмотрите, дети, остальные мячи­ки в корзинке перемешались. Давайте поможем куклам найти еще по мячику.

Марина, у куклы Кати какого цвета шапочка? (Крас­ная.) Найди такого же цвета мячик.(Правильно.) Скажи: «Катя, на красный мячик». (Ребенок повторяет фразу.)

Юля, какого цвета у куклы Зины кофточка? (Зеле­ная.) Правильно, найди ей такого же цвета мячик. (Вер­
но.)
 Скажи: «На, Зина, зеленый мячик».

Денис, какого цвета у куклы Светы носочки? (Си­ние.) Правильно, найди такого же цвета кукле мячик.
(Правильно.) Скажи: «Света, на синий мячик».

Карина, какого цвета у куклы Жени штанишки? (Желтые.) Найди такого же цвета мячик для Жени. (Пра­вильно.) Скажи: «Женя, на желтый мячик!»

Ребята, куклы благодарят вас. Вы помогли им най­ти мячики.

А теперь мы тоже поиграем мячиками. 



Проводится игра «Мой веселый, звонкий мяч...»

Разноцветный быстрый мячик Дети бьют об пол 

Без запинки скачет, скачет... своими мячиками. 

Часто, часто, низко, низко, 

От земли к руке так близко. 

Скок и скок, скок и скок, 

Не скачи под потолок! 

Скок и скок, стук да стук, 

Не уйдешь из наших рук.

«Поиграем с куклами»


Основная дидактическая задача.

Продолжать формировать у детей простейшие при­емы установления тождества и различия цвета предметов
разной формы.

Развивать умение выбирать предметы с ориенти­ровкой на их форму и цвет.

• Закрепить знания малышей о форме предметов (шар - куб).

Материал: куклы в желтой и синей одежде, кубы и шары желтого и синего цветов.

Ход занятия.
 

Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришли куклы Женя и Света. Кукла Женя одета в желтую одежду: шапоч­ка у нее желтая, кофточка - желтая, штанишки - желтые и носочки тоже желтые. У куклы Светы синяя шапочка, си­няя кофточка, синие штанишки и синие носочки. Какого цвета у куклы Жени кофточка?

Дети. Желтая.

Воспитатель. Правильно. А какого цвета у куклы Светы носочки?

Дети. Синие.

Воспитатель. Куклы принесли с собой свои люби­мые игрушки: кубики и шарики. Они тоже разного цвета. Вот кубики и шарики синие. Какого цвета кубики?

Дети. Синие.

Воспитатель. Верно. А эти шарики и кубики -желтые. Какого цвета этот шарик?

Дети. Желтый.

В о с п и т а т е л ь. Да! А вот кукла Света любит строить башенки из синих кубиков и играть синими шариками. Кукла Женя любит строить башенки из желтых кубиков и играть желтыми шариками. Посмотрите, ребята, у нас все игрушки лежат в корзинке. Надо помочь куклам выбрать игрушки, которые они любят.

Оля и Таня, найдите кукле Свете синие кубики, такого же цвета, как у нее шапочка. Правильно, молодцы. Ники­та и Кирилл, найдите кукле Жене кубики такого же цвета, как у нее носочки. Очень хорошо!

Построим и подарим куклам башенки: кукле Свете -синюю, кукле Жене - желтую.

Дети строят куклам башенки.

Воспитатель (сажает кукол на ковер, рядом ставит башенки соответствующего цвета).А теперь, ребята, по­играем с куклами и шариками. Шарики круглые, их мож­но катать, но из них нельзя построить башенку, как из ку­биков. Покатим кукле Свете синие шарики.

Дети выбирают синие шарики и катят их по направле­нию к кукле Свете.

- Покатим кукле Жене желтые шарики. (Действия аналогичны.) Пусть куклы пока посидят на коврике и по­смотрят, как мои малыши умеют плясать.

Проводится игра «Ну-ка, хлопаем в ладоши...»

Ну-ка, хлопаем в ладоши Движения детей согласно
Дружно, веселее! тексту рифмовки.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее!

Аналогичны занятия с игрушками других цветов: жел­тый - красный; красный - синий; зеленый - желтый. В зависимости от уровня подготовки детей допустимо проводить игры, используя три-четыре цвета.

«Угостим кукол яблоками»


Основная дидактическая задача.

Продолжать учить детей соотносить разнообразные предметы по цвету.

Развивать способность использовать в игре пред­меты-заместители.

Материал: куклы, одетые в костюмы разного цвета (красный и желтый); шары, имитирующие яблоки (крас­ные и желтые); вкладыши, имитирующие вазы (красные и желтые); картинка с изображением вазы с яблоками.

Ход занятия.
 

Воспитатель (показываетребятам картинку с ва­зой, в ней яблоки). Посмотрите, дети, на картине ваза с яб­локами. Они разного цвета - красные и желтые, они круг­лые. А вот у меня в корзинке шарики, они тоже разного цвета - красные и желтые. Пусть эти шарики будут у нас яблоками. Ими мы будем угощать кукол Катю и Женю. У меня в руках красное яблоко. Какого цвета у меня яблоко?

Дети. Красного.

Воспитатель. Правильно. Красное яблоко я поло­жу в красную вазу. (Кладет красный шарикв красный вкладыш-вазу). Какого цвета у меня яблоко и ваза?

Дети. Красные.

Воспитатель. Красное яблоко в красной вазе я дам кукле Кате - в красной одежде.

Взрослый раздает малышам вазы-вкладыши красно­го и желтого цветов, предлагает выбрать яблоки - шари­ки соответствующего цвета и угостить кукол яблоками. (Дети выполняютзадание.)

Воспитатель. Ребята, давайте посадим кукол за стол, и они посмотрят, как вы умеете играть.

Проводится игра «Мы топаем ногами...»

Вот как мы шагаем - Дети энергично маршируют.

посмотри! окончанием музыки или текста,

Ножки поднимаем - произносимого воспитателем,

раз, два, три! останавливаются. 

Как шагают ножки -

топ-топ-топ, 

Прямо по дорожке -

топ-топ-топ!

Аналогично строятся занятия с игрушками других цве­тов: красный - зеленый; зеленый - желтый; красный -желтый - зеленый. Малыши действуют по показу и по словесной инструкции педагога.

«Сварим куклам кашу»


Основная дидактическая задача.

Закреплять умение детей группировать предметы по цвету.

Обучать соотносить разнородные предметы.

Продолжать обучать детей игре с предметами-за­местителями.

Материал: куклы в синих и желтых одеждах, куби­ки, колечки, вкладыши и палочки синего и желтого цветов.

Ход занятия.

Воспитатель подводит детей к столу, где сидят куклы Света и Женя, одетые соответственно в синюю и желтую одежду.

Воспитатель. Дети, куклы Света и Женя долго иг­рали на улице, пришли домой, они очень устали и прого­лодались. Давайте мы им сварим кашку. Вот эти вклады­ши будут у нас кастрюльками, а палочки - ложечками. Ка­стрюльки у нас разного цвета: вот кастрюлька и ложечка синего цвета. Какого цвета у меня кастрюлька и ложечка?

Дети. Синего.

Воспитатель. Правильно. Вот эта кастрюлька и ложечка - желтого цвета. Какого цвета у меня кастрюлька и ложечка?

Дети. Желтого.

Воспитатель. Правильно, молодцы.

Педагог раздает детям по кастрюльке-вкладышу, предлагает подобрать к ним ложечки-палочки и сварить куклам кашу. Необходимо обязательно похвалить тех ре­бят, которые правильно выполнили задание, и помочь тем, кто затрудняется это сделать.

Воспитатель. Мы сварили кашу, а теперь положим ее в тарелочки. Только кукла Света любит есть кашу из синей тарелочки. Найдем тарелочку такого цвета, как у нас кастрюлька. (Детинаходят тарелочку-колечко синего цвета.) Теперь найдите тарелочку для куклы Жени и покор­мите кукол кашей.

Дети кормят Свету и Женю ложечками из тарелочек, подобранных по цвету одежды кукол. Куклы благодарят детей.

В конце занятия проводится игра «Ладушки-ладошки».

Звонкие хлопошки

Хлопают в ладошки.

Ладушки, ладушки, Действия детей согласно тексту.

Ладушки-ладошки.

Кашку наварили,

Помешали ложкой.

Ладушки, ладушки,

Ладушки-ладошки.

£ Карганова

Усложнение: в зависимости от уровня подготовки де­тей можно ввести в игру-занятие кубики. Они будут слу­жить столиками для кукол и подбираться по цвету одежды и посуды.

«Сделаем куклам бусы»


Основная дидактическая задача.

Закреплять умение детей группировать предметы, разные по форме, но одинаковые по цвету.

Развивать моторику кончиков пальцев рук, выпол­няя нанизывание мелких деталей на шнур.

Материал: четыре куклы, одетые в красную, жел­тую, синюю и зеленую одежду, шнуры тех же цветов и различные по форме детали для нанизывания.

Ход занятия.

Воспитатель вносит в группу кукол, одетых в разную по цвету одежду.

- Ребята, к нам в гости пришли куклы Катя, Женя, Зина и Света. Они принесли с собой шкатулки, а них разные детальки, чтобы сделать бусы. Давайте поможем куклам.

Воспитатель раздает детям по шнурочку, напомина­ет, что бусинки должны быть такого же цвета, что и шнурочек. Подходит к каждому ребенку и спрашивает, какого цветы бусы он будет собирать. Выслушивает ответы, по­правляет, если малыш ошибся.

Когда дети закончат нанизывать бусы, нужно предло­жить им подарить свои изделия куклам: кукле Кате -красные бусы, Свете - синие, Зине - зеленые, Жене -желтые.

- Ребята, вы все правильно сделали. А теперь поиг­раем с куклой.

Проводится игра с куклой:

«Вот красивая игрушка -

Наша куколка Катюшка...»

Дети по очереди берут в руки куклу и танцуют с ней под хлопки остальных.

«ДРУЖНЫЕ ГНОМЫ»


(комплекс занятий с дидактическим материалом)

«Веселые гномы»

Основная дидактическая задача.

Знакомить детей с последовательностью размеще­ния цветовых тонов в спектре.

Воспитывать внимательность и усидчивость.

Материал: фланелеграф, установленный горизон­тально, семь игрушек-гномов в одежде цветов радуги, домики тех же цветов.

Ход занятия.
 

На фланелеграфе последовательно расположены до­мики, соответственно цветам радуги.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие красивые домики! Они все разного цвета. Вот этот домик какого цвета?

Дети. Красный. 

Воспитатель. Правильно. А этот домик какого цвета?

Дети. Желтый.

Воспитатель. Верно. Вот этот домик оранжевый. Такого цвета бывают морковка, апельсин.(Не требуется от детей повторения и заучивания цвета.)

Воспитатель. Какого цвета этот домик?

Дети. Синий.

Если цвет назван правильно, взрослый хвалит малы­ша. Аналогично задаются вопросы и выслушиваются отве­ты по другим цветам.

Воспитатель. А знаете, ребята, кто живет в этих домиках? В них живут веселые гномы. В красном домике живет гном, одетый в красную одежду. Какого цвета у гно­ма шапочка?

Дети. Красная.

Подобный диалог продолжается по поводу всех цве­тов и костюмчиков гномов.

Воспитатель. Гномы очень любят свои домики и никогда их не путают. Видите, у каждого гнома свой до­мик, такого же цвета, что и его одежда.

Педагог расставляет гномов около их домиков (по спектру цветов радуги) и говорит: «Если мы домики и гно­мов расставим вот так, друг за другом, то получится ра­дуга».

Можно обратить внимание детей на гномов в оформ­лении групповой комнаты - они выстроились так же, как и гномы на фланелеграфе.

В конце занятия проводится игра «Еле-еле, еле-еле».

Еле-еле, еле-еле Взявшись за руки, дети

Закружились карусели, идут по кругу, постепенно

А потом, потом, потом - ускоряя шаг.
Все бегом, бегом, бегом.

Малыши замедляют шаг. Круг останавливается.

Тише, тише, не спешите, 

Карусель остановите. 

Вот и кончилась игра.

Остановка - раз и два.

Игра повторяется два-три раза.

«Веселые гномы собираются на праздник»


Основная дидактическая задача.

Продолжать закреплять умение детей соотносить разнородные предметы по цвету.

Развивать воображение и творческие способности малышей.

Закреплять практические умения действовать с предметами разной формы.

Материал: вырезанные из картона гномы и воздуш­ные шары (круглые и овальные) всех цветов радуги - для фланелеграфа; аналогичный раздаточный материал. 



Ход занятия.

Ребята, у нас недавно был праздник, и все дети пришли с воздушными шарами. Вот и наши веселые гно­мы решили устроить себе праздник. Они купили много разноцветных шаров и стали их надувать. (Фонематичес­кая гимнастика «Надуем шарики».) Долго, долго надували, а когда надули, шарики разлетелись. Давайте все вместе поможем найти свой шарик каждому гному. Гномы одеты в костюмы разных цветов, и шарики они выбирали в ма­газине такого же цвета, что и одежда. Шарики были раз­ной формы: одни - круглые, вот такие, другие - оваль­ные, вот такие. (Воспитатель демонстрирует шарики.)

Посмотрите, я гному в оранжевой одежде нашла оранжевые шарики - круглый и овальный. Теперь Юра по­может гному в желтой одежде найти его шарики. (Ребенок
выполняет
 работу у фланелеграфа.)

- Молодец, Юра, правильно подобрал шарики. Аналогично на фланелеграфе раскладываются шары

для всех гномов. Затем педагог выкладывает на столе фигурки - гномики и шары. Каждый ребенок сам выби­рает себе гнома и находит для него шарики соответству­ющего цвета. Воспитатель следит за тем, как дети вы­бирают шарики, хвалит тех, у кого это получается, и по­могает, если малышу трудно найти шары определенного цвета. Когда все дети справятся с заданием, воспитатель раскладывает гномов с шариками в порядке цветов ра­дуги. Все любуются тем, как красиво выстроились гно­мы.

- Ребята, вы молодцы, помогли гномам разобрать
шарики, и у них получился очень веселый праздник. За это они благодарны вам и прислали воздушные шарики в подарок.

Воспитатель вносит в группу воздушные шары.

- Давайте мы поиграем с шарами. Но сначала отгадайте загадку:

Его держу за поводок, 

Хотя он вовсе не щенок. 

А он сорвался с поводка

И улетел за облака.

«Веселые гномы в лесу»


Основная дидактическая задача.

Продолжать учить детей действовать с предметами,
ориентируясь на их цвет и форму.

Соотносить предметы, разные по форме, одинако­вые по цвету.

Материал: фигурки - гномы, цветы, грибы всех цветов радуги для фланелеграфа, раздаточный материал для детей.

Ход занятия.

На фланелеграфе большая поляна с цветами и гриба­ми семи цветов.

- Ребята, наши знакомые гномы решили пойти в лес отдохнуть. Пришли они в лес и увидели красивую поляну. На ней было много цветов, а в тени под деревьями росли
грибы. Гномы долго любовались замечательной поляной, и вот кто-то предложил: «Давайте соберем немного цве­тов и грибов». Гном в голубой одежде нашел себе голу­бой цветочек. А вот гном в оранжевой одежде - ему я на­шла оранжевый цветок. Даша, сорви этому гному грибок такого цвета, как у него цветок.

Девочка подходит к фланелеграфу и находит грибок.

- Правильно, Даша.

Воспитатель и дети подбирают гномам цветы и грибы соответственно цвету их одежды.

- Гномы собрали много цветов и грибов и пришли домой. Посмотрите, как можно красиво положить цветы, чтобы получилась радуга!

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной, 

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует 

-Вот какая радуга.

Затем на стол перед каждым ребенком воспитатель кладет по гному и предлагает выбрать грибочки такого же цвета, как одежда у гнома. Дети, сидящие за столом, вы­бирают грибочки из общего раздаточного материала. За столиками для занятий лучше рассадить ребят по трое. Тогда они смогут выбирать игрушки заданного цвета из материалов трех цветов.

После того, как малыши найдут грибочки и положат рядом с гномами, педагог дает новое задание - отобрать из общего материала цветочки, подходящие по цвету каж­дому гному.

В ходе игры-занятия воспитатель регулирует поведе­ние детей, напоминая, чтобы они не торопились, вначале внимательно смотрели на фигурки, находили глазами нужные и только после этого откладывали их для гномов.

В конце занятия проводится игра «Идет медведь»:

Идет медведь,

Шумит в кустах, Дети идут вперевалочку, затем

Спускается в овраг... становятся на четвереньки.

На двух ногах,

На двух руках,

Мы тоже можем так.

«Веселые гномы и их друзья»


Основная дидактическая задача.

Продолжать обучать детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обо­значению.

Развивать зрительную память, воображение.

Формировать умение следовать поставленной зада­че, не отвлекаясь при ее выполнении.

Материал: картонные гномы и собачки семи цветов радуги для фланелеграфа и аналогичный раздаточный ма­териал для детей.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, вы уже знаете, что знакомые наши гномы живут в сказочном лесу, где все разноцвет­ное - и домики, и сами гномы. А у гномов есть любимые друзья - это их маленькие собачки. У желтого гнома жи­вет желтая собачка. Какого цвета этот гном?

Дети. Желтого.

Воспитатель. Правильно, желтого. А этот гном -фиолетового цвета, у него такого же цвета собачка. А вот гном синего цвета. Какого цвета этот гном?

Дети. Синего.

Воспитатель. Верно, синего.

Аналогично рассматриваются гномы и собачки других цветов.

Воспитатель. Вот однажды собачки выбежали гу­лять и так разыгрались в лесу, что не услышали, как их звали гномы. Давайте поможем гномам отыскать своих собачек! Вы помните, что у каждого гнома своя собачка такого же цвета, как и его одежда.

Каждому ребенку воспитатель дает по два гнома раз­ных цветов и предлагает выбрать им по собачке. Напоминает ребятам, что сначала надо внимательно посмотреть на собачек, выбрать нужную глазами, а потом взять ее для гнома.

В конце занятия можно предложить детям разложить гномов рядышком на столе, помня, что у каждого гнома есть свое место. Воспитатель просит то одного, то друго­го ребенка принести гнома такого-то цвета (при этом цвет не называет, а показывает). Размещает фигурки на столе в соответствии со спектральной последовательностью. Те­перь требуется каждому гному подобрать собачку такого же цвета, что и его одежда.

Закончить занятие можно загадкой:

Заворчал живой замок, 

Лег у двери поперек. 

Две медали на груди 

-Лучше в дом не заходи.

Веселые гномы строят домики для своих друзей


Основная дидактическая задача.

Продолжать знакомить малышей с предметами раз­личной формы.

Учить соотносить предметы, различая их по форме и цвету.

Обучать составлению целого из частей.

Развивать творческие способности детей.

Материал: игрушки - гномы, собачки; квадраты,

треугольники; большие дома семи цветов для фланеле-графа; раздаточный материал: гномы, квадраты и треу­гольники семи цветов.

Ход занятия.

На фланелеграфе расположены веселые гномы и их дома.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие красивые домики у гномов. У каждого гнома свой дом У красного гнома - красный дом. У желтого гнома какой дом?

Дети. Желтый.

Воспитатель. Правильно. Помните, ребята, я вам говорила, что у гномов есть верные друзья - это их со­бачки. Только вот у собачек нет домиков. Гномы решили построить для них домики, они привезли много кирпичи­ков и крыш разных цветов. У них получилась целая гора материалов для строительства, и они никак не могут с ней разобраться. Давайте мы им поможем. Вот у меня желтый песик, ему нужно построить домик желтого цвета. Я беру желтый квадратик (кирпичик) и такого же цвета треуголь­ник (крышу). Приставляю крышу к кирпичику сверху, по­лучается дом для песика. Ира, вот тебе красный песик, найди для него квадратик и треугольник такого же цвета. Правильно, теперь построй домик для собачки. Молодец, хорошо! Посмотрите, ребята, песик красный и домик у него красный.

Аналогично совместно строятся дома для остальных собачек. Можно выстроить домики с собачками в после­довательности цветов радуги.

Затем воспитатель дает каждому ребенку по собачке и просит выбирать квадраты такого же цвета, что и собач­ка. Дети, сидящие за одним столом, выбирают квадрати­ки из общего материала.

За столик для занятий лучше посадить ребятишек по трое. Тогда они смогут выбирать фигуры заданного цвета из материала трех цветов.

После того, как квадратики будут разобраны и поло­жены рядом с собачками, предлагается отобрать из обще­го материала крыши-треугольники.

В ходе игры-занятия воспитатель регулирует поведе­ние детей, напоминая им, чтобы они не торопились, а вначале внимательно смотрели на квадратики и треуголь­ники, находили глазами нужные и только после этого бра­ли их для строительства домика.

В конце занятия проводится игра «Возле елочки зеле­ной...»:

Возле елочки зеленой

В ритме музыки веселой Хоровод.

Мы идем широким кругом

Друг за другом, друг за другом.

Пусть стучат все громче ножки

Возле елки на дорожке. Топающий шаг.

И пока мы не устанем,

Танцевать не перестанем.

«Гномы и машины»


Основная дидактическая задача.

Закрепить умение детей группировать предметы по цвету.

Продолжать обогащать их опыт при действии с
предметами разной формы, но одинакового цвета.

Развивать воображение, образное мышление.
Материал: фигурки из картона - гномы, собачки;

квадраты и прямоугольники семи цветов; раздаточный ма­териал - собачки, квадратики и прямоугольники, кирпи­чик и кубик для построения машины, игрушка-собачка.

Ход занятия.

Воспитатель на фланелеграфе показывает детям гно­мов, расположенных в соответствии с последовательнос­тью цветов спектра. Возле гномов их верные друзья -собачки.

Воспитатель. Ребята, гномы решили повеселить своих друзей, покатать их на машинах. Помните, мы стро­или машины из конструктора: брали кирпичик и ставили на него кубик - вот так и получалась машина. Можно на ней покатать Бобика - вот так. (Демонстрируетмашину, показывает игрушку-собачку.)

Вот и наши гномы собрались сделать такие же маши­ны своим друзьям. Они набрали много кубиков и кирпи­чиков и теперь спорят, какие им машины строить. Надо им помочь. Вот смотрите, у меня собачка оранжевого цве­та. Я беру такого же цвета прямоугольник и квадратик, ставлю квадратик на прямоугольник, и у меня получилась машина для собачки - оранжевой.

Педагог дает каждому ребенку по собачке и предла­гает выбрать квадратик и прямоугольник такого же цвета, что и собачка. Когда все дети построят машинки, показы­вает красную собачку, спрашивает:

Кто знает, какого цвета эта собачка? (Красная.)

Правильно, красная. (Показывает рядом сидящую собачку.) А это оранжевая собачка.

Так определяются и повторяются цвета остальных со­бачек.

На прощание можно загадать загадку:

Пьет бензин, как молоко, 

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

«Дружные кисточки»


Основная дидактическая задача.

На чувственно-эмоциональной основе закрепить практические знания детей о цвете предметов (основных
цветов).

Ознакомить с цветами радуги, с различением пред­метов по размеру (большой, маленький).

Формировать умение подбирать предметы, разныепо форме, по размеру, но одинаковые по цвету, - снача­ла по показу, а затем по словесному обозначению.

Развивать зрительную память, воображение и твор­ческие способности малышей.

Воспитывать умение следовать поставленной зада­че, не отвлекаясь при ее выполнении.

Материал: куклы-кисточки всех цветов радуги, а также черная и белая; деревья-подставки; игрушечные яблоки и груши двух размеров, двух цветов; листья двух-трех цветов; цветы семи цветов радуги; темная бумага; картонные звездочки разных цветов для аппликации; клей, салфетки; пластмассовые звезды на ленточках для под­вижной игры.

Ход занятия.


- Ребята, давайте сегодня отправимся в сказку. А в сказке - лето. Летом светит теплое солнышко, но иногда идет дождик. Поиграем!

Капля раз,

Капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли

От дождя себя укрыли.

Прыжок на одной ноге. Прыжок на другой ноге. Четыре прыжка на обеих ногах. Шестьпрыжков в более быст­ром темпе.

Дети тянутся вверх на носочках, поднимают и разводят руки в стороны. Опускаются навсю стопу, смыкают руки над головой.

- Летом появляется красивая радуга.

Здравствуй, радуга-дуга!

Разноцветный мостик!

Здравствуй, радуга-дуга!

Принимай нас в гости.

- А под радугой живут сестрички-кисточки. Давайте с ними познакомимся.

Воспитатель подводит ребят к столику, где разложе­ны кисточки в порядке цветов радуги, а также черная и белая.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие красивые сестрички-кисточки! Они все разного цвета. Вот кисточка красного цвета. А что бывает красного цвета?

Дети. Яблочко, помидор.

Воспитатель. Правильно. Вот кисточка - желтая. Что бывает желтого цвета?

Дети. Солнышко, цветочки.

Воспитатель. А вот зеленая кисточка. Вы знаете, что бывает зеленого цвета?

Дети. Травка, листики.

Воспитатель. Верно. Слышите, сестрички-кисточ­ки что-то говорят. Я сейчас послушаю(прислушивается). Знаете, что мне сказали сестрички? Что у них был краси­вый сад. Они его разукрасили разными красками, но при­летел ветерок-шалун и все напутал в саду. Надо помочь кисточкам привести сад в порядок.

Воспитатель подводит детей к столику, где расставле­ны деревца на подставках. Рядом корзина. В ней игрушеч­ные яблоки - красные и желтые, большие и маленькие; груши - желтые и зеленые; цветы и листочки.

Красная кисточка. Я развесила большие крас­ные яблоки на большом дереве.

Воспитатель предлагает выбрать красные большие яблоки и повесить на дерево. Хвалит ребят, которые пра­вильно подобрали фрукты по цвету и размеру, помогает тем, кто затрудняется выполнить задание.

Желтая кисточка. Ая на одном дереве развеси­ла большие груши. Помогите мне, пожалуйста. Давай­те выберем большие желтые груши и повесим их на дру­гое дерево. (Дети выполняютзадание.) Ребята, но на деревьях не хватает листочков. Какого цвета летом лис­точки?

Дети. Зеленого.

Воспитатель. Правильно, зеленого. Андрюша, вы­бери листочки такого же цвета, как эта кисточка - зеле­ного. Молодец, сделал все хорошо!

Остальные кисточки просят найти цветы такого же цвета, как они. Воспитатель показывает поочередно кис­точки оранжевого, голубого, синего, фиолетового, белого цвета и предлагает детям выбрать цветы такого же цвета.

Взрослый и дети любуются красивым садиком.

Воспитатель. Ребята, я слышу, что кто-то плачет. Кто это? Да это кисточка черного цвета. Почему ты пла­чешь? (Кисточка что-то говорит на ухо воспитателю.) Зна­ете, почему кисточка плачет? Видите, она черная, как ноч­ка. А ночью все спят и совсем темно. И этой сестричке-кисточке очень скучно одной. Надо ей помочь. Нужно на черном небе зажечь...? Правильно, звездочки. Посмотри­те, какая красивая коробочка. Откроем ее? Да это же се­стрички-кисточки сделали для черной ночи звездочки. Давайте мы тоже звездочками станем.

Воспитатель надевает на шею ребятам пластмассовые звездочки на ленточках.

Проводится игра «В небе звездочки зажглись...»

В небе звездочки зажглись, Дети поднимают руки вверх

Полетели вверх и вниз. и кружатся на месте.

Воспитатель. Видела, ночка, какие у нас веселые звездочки? Они и тебе помогут. Ребята, вы сейчас выбе­рете звездочки такого же цвета, как у вас, и подарите их ночке.

Воспитатель подводит детей к столу, где разложены звездочки разных цветов (тех же, что и у ребят), стоит ба­ночка с клеем, лежат салфетки.

- Ребята, сначала вы найдите нужные звездочки гла­зами, потом берите их. Клей наносим не на цветную сто­рону звездочки, потом приклеиваем ее к черной бумаге и разглаживаем салфеткой.

Подобрав звездочки по цвету, дети приступают к ап­пликации. Воспитатель следит за тем, чтобы малыши ак­куратно выполняли задание. Получилось черное ночное небо со звездами.

Дети и воспитатель любуются делом своих рук.

Может пригодиться загадка:

Яркие цветочки 

Ночью расцветают, 

А утром увядают.



«ЖИЛ ОСЬМИНОГ СО СВОЕЙ ОСЬМИНОЖКОЙ»


(комплекс занятий с дидактическим материалом)

«Путешествие к морю»

Основная дидактическая задача.

Познакомить детей с последовательностью разме­щения цветовых тонов в спектре.

Воспитывать внимательность и усидчивость.
Материал: фланелеграф синего цвета; игрушки -папа-осьминог, мама-осьминог, маленькие осьминожки и шапочки-цветочки всех цветов радуги.

Ход занятия.

На фланелеграфе расположены куклы: папа-осьминог, мама-осьминог, осьминожки всех цветов радуги, накры­тые шапочками аналогичного цвета.

Воспитатель рассказывает:

Жил осьминог со своей осьминожкой, Было у них осьминожков немножко. Все они были разного цвета: Первый был красный, Второй весь оранжевый, Третий, как солнышко, желтый, Четвертый, как травка, зеленый, А пятый - голубой, как небо, Шестой - синий от носа до ножек, И фиолетовый седьмой осьминожек.

Произнося текст, педагог поднимает шляпки и пока­зывает спрятавшихся под ними осьминожков.

- Ребята, посмотрите, какие красивые осьминожки! Они любят играть в прятки, а прячутся под шапочками. У каждого осьминожка своя шапочка, такого же цвета, как и он сам.

Показывая красную шапочку, воспитатель спрашивает:

Кто знает, какого цвета эта шапочка? Правильно, красная. 

А эта? (Желтая.)

Далее педагог показывает оранжевую шапочку и назы­вает ее цвет:

- Шапочка оранжевая. Такого же цвета бывают мор­ковка, апельсин.

(От детей не требуется запоминания этого цвета.)

- А эта шапочка какого цвета? (Показывает синюю.)
Если кто-либо из детей называет цвет правильно, взрослый хвалит малыша. Потом предлагает спрятать ось­миножков - каждого под его шапочкой. Когда задание вы­полнено, воспитатель раскладывает игрушки в порядке цветов радуги.

- Посмотрите, как сидят осьминожки. Как радуга на небе. А радуга появляется на небе, когда пройдет дождик:

Солнце вешнее с дождем 

Строят радугу вдвоем

-Семицветный полукруг 

Из семи широких дуг.

С. Маршак

Проводится игра «Капля раз, капля два» (описание игры см. выше).

«Осьминожки и рыбки»


Основная дидактическая задача.

Учить детей выбирать предметы определенного цвета - по показу, а затем по словесному обозначению.

Развивать зрительную память, воображение.

Формировать умение следовать поставленной за­даче, не отвлекаясь при ее выполнении.

Материал: два фланелеграфа синего цвета, распо­ложенные горизонтально. На одном разложены игрушки -осьминожки семи цветов радуги, на другом - такие же цветные рыбки. Все игрушки (осьминожки) на резиночках.

Ход занятия.

Воспитатель останавливается у фланелеграфа с ось-миножками.

- Ребята, мама-осьминожка и папа-осьминог ушли в гости и оставили своих малышей играть на дне морском.
Посмотрите, какие осьминожки красивые, все разных цве­тов. Скажите, какого цвета этот осьминожек? (Показывает
красную
 игрушку.)

Дети. Красного.

Воспитатель. Правильно, красного. А что у нас в группе красного цвета?

Дети. Качели, вишенки, кубики, мячики.

Воспитатель. Правильно, молодцы!

Аналогично рассматриваются осьминожки других цве­тов и сравниваются с разными предметами в группе.

Воспитатель. Осьминожки играли, играли, потом решили позвать к себе гостей и стали спорить, кто пой­дет за их друзьями - рыбками. Давайте им поможем.

Воспитатель надевает на ручки детей по осьминожку.

- Видите, у вас на ручках по осьминожку и вы при­гласите в гости рыбку такого цвета, какого цвета у вас осьминожек.

Дети подходят к другому фланелеграфу и выбирают рыбок определенного цвета. Воспитатель напоминает ре­бятам, что сначала надо выбрать рыбку глазами, а потом только взять в руки и положить на фланелеграф вместе со своим осьминожком.

В конце занятия можно предложить малышам поса­дить всех осьминожков рядышком на столе, но учесть, что у каждого осьминожка есть свое место. Не называя цвета, но показывая его, воспитатель просит то одного, то дру­гого ребенка принести осьминожка. Когда все осьминож­ки будут размещены в соответствии со спектральной по­следовательностью, наступает черед подобрать каждому рыбку того же цвета.

В заключение можно загадать загадку:

Ты со мною не знаком? 

Я живу на дне морском, 

Голова и восемь ног, 

Вот и весь я - ... (осьминог).

Или (и) провести игру-физкультминутку: «Рыбки».

Рыбки весело резвятся Дети изображают резвящихся

В чистой тепленькой воде, рыбок. 

То сожмутся, разожмутся, 

То зароются в песке.

«ЧТО ЗА ЧУДО-ЧЕРЕПАХИ»


(комплекс занятий с дидактическим материалом)

«Черепашки в гостях у осьминожков»

Основная дидактическая задача.

Учить детей выбирать предметы определенного
цвета по словесному обозначению.

Развивать зрительную память, воображение.

Формировать умение следовать поставленной за­
даче, не отвлекаясь при ее выполнении.

Материал: фланелеграфы синего и белого цвета, игрушки - осьминожки, черепахи, мячики семи цветов радуги.

Ход занятия.

На белом фланелеграфе расположены черепашки.

Воспитатель. Черепашки лежат, отдыхают на пе­сочке и слушают шум моря. (Включаетмагнитофон - все слушают шум моря.)

- Море тихое, чуть плещется вода о песочек. Чере­пашки отдохнули и принялись играть мячиками. Посмот­рите, как много у них мячиков, и все они разных цветов.
Черепашки катали-катали друг другу мячики, но скоро им стало скучно, и они решили поплыть к своим друзьям - осьминожкам и вместе с ними поиграть в футбол. Нам надо помочь черепахам подобрать мячики - каждая чере­пашка берет мячик такого же цвета, как ее панцирь. Илю­ша, желтой черепашке ты какой мячик дашь?

Ребенок. Желтый. (Выбирает мячик нужного цвета и подает черепашке.)

Воспитатель. Правильно, молодец!

Дети выбирают по мячику и раздают их черепахам.

Воспитатель. Молодцы, ребята, все правильно сделали. И поплыли наши черепашки к осьминожкам в гости, захватив свои мячики с собой.

Малыши подходят к синему фланелеграфу, на кото­ром размещены осьминожки.

Воспитатель. Осьминожки, к вам приплыли чере­пашки поиграть. Катя, с каким осьминожком будет играть голубая черепашка?

Девочка. С голубым.

Воспитатель. Правильно. Посади голубую чере­пашку напротив голубого осьминожка и дай им голубой мячик. (Ребенок выполняет задание.)

Аналогично проводится выбор остальных черепашек, осьминожков и мячиков.

Воспитатель. Молодцы, ребята, все правильно сделали. Осьминожки с черепашками дружно играют в футбол. Давайте и мы поиграем. Садитесь на коврик друг против друга. Перекатываем и ловим мячики.



Разноцветный мячик

По дорожке скачет. 

По дорожке, по тропинке, 

От березки до осинки, 

От осинки - поворот, 

Прямо к (имя) в огород. 

В. Суслова

«Разноцветные зонтики»


Основная дидактическая задача.

Продолжать учить детей выбирать предметы опре­деленного цвета по словесному обозначению.

Развивать зрительную память.

Формировать умение следовать поставленной за­даче, не отвлекаясь при ее выполнении.

Материал: фланелеграфы синего и белого цвета, игрушки - осьминожки, рыбки, черепахи, зонтики семи цветов радуги.

Ход занятия.

- Ребята, посмотрите, это наши знакомые осьминож­ки веселятся на дне морском. К ним плывут рыбки в гос­ти. Лиза, оранжевая рыбка к кому плывет? Покажи.

Девочка отыскивает оранжевую рыбку и прикладыва­ет ее к оранжевому малютке-осьминогу.

Далее дети подбирают рыбок другим осьминожкам.

- Играли наши осьминожки с рыбками, плавали, плескались, веселились и решили отдохнуть. И тут рыбки говорят осьминожкам: «Мы сегодня плавали возле бере­га, а там отдыхали на берегу черепашки. Очень жарко там, на берегу, мы слышали, как об этом говорили черепашки,

а у нас туг на глубине хорошо, прохладно». Осьминожки задумались - как бы помочь черепашкам? И придумали -послать им большие подводные цветы-зонтики от солн­ца. Только как же им эти зонтики передать, ведь осьми­ножки не могут выплывать на берег и рыбки тоже. Что же делать, надо помочь нашим осьминожкам и доставить зонтики черепашкам. Поможем, ребята?

- Поможем!

Воспитатель раздает ребятам по зонтику. Дети подхо­дят к фланелеграфу с черепашками.

- Теперь каждый подарит зонтик одной черепашке.
Внимательно смотрите, зонтики и черепахи должны быть
одинакового цвета.

После выполнения задания проводится игра «Солнце или дождик?»:

Смотрит солнышко в окошко.
Светит в нашу комнатку, Дети, стоя в кругу,
Мы захлопаем в ладошки, поворачиваются лицом к
Очень рады солнышку. окнам, хлопают в ладошки,

А. Барто

Потом протягивают руки вперед, вверх ладошками.

Теплый дождик лил да лил Дело делал, не шалил... Протянули мы ладошки, Дождик их полил немножко.

А. Босев


«Зайка-путешественник»


Основная дидактическая задача.

Обогащать опыт детей в действиях с предметами
различной формы, цвета.

Учить их подбирать предметы, ориентируясь на
цвет, по показу и по словесному обозначению.

Фиксировать внимание на 6-7 цветах предметов.

Закреплять в речи названия основных цветов.

Развивать воображение, память, образное мышление.

Материал: кукла Зайка, игрушки - черепашки, ось­миножки, мячики, фрукты, овощи, ягоды всех цветов ра­дуги; пластины, тонированные в желто-голубой цвет, ось­миножки и черепахи на липучках - тоже всех цветов ра­дуги. (Для каждого ребенка приготовлено по осьминожку и черепахе.)

Подготовка к занятию.

В разных местах группы разложены на столиках: Зай­ка - в зимнем лесу, черепашки - на «песочке», осьминож­ки - в «море», на столах - тонированные карточки, ось­миножки и черепашки на липучках.

Ход занятия.

Воспитатель. Сейчас у нас на улице - зима, снег белый все укрыл. Давайте мы с вами превратимся в сне­жинок и полетим к Зайке в гости.

Проводится игра «Снежиночки-пушиночки».

Мы снежинки,

Мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки, 

Дети кружатся, делают
Мы танцуем день и ночь, плавные движения руками,
Встанем вместе потом идут в хороводе.

Все в кружок

-Получается снежок.

Воспитатель. Вот мы и прилетели к Зайке. (Берет в руки куклу Зайку.)

- Здравствуй, Зайка!

Зайка. Здравствуйте, ребята.

Воспитатель. Посмотрите-ка, какой Зайка белый, как снег. Какого цвета Зайка?

Дети. Белый.

Воспитатель. Зайка, отчего ты грустный?

Зайка. Зимой у нас в лесу снег лежит, все белое кругом, вот я по лету и заскучал. К нам летом птички прилетали и рассказывали, что там, куда они улетают, тепло и всегда лето - вот бы туда попасть, но это очень далеко.

В о с п и т а т е л ь. Да, это очень далеко. Туда только на самолете можно долететь, но ты, Зайка, не переживай, мы сейчас превратимся в самолеты и полетим в теплые стра­ны. Ребята, заводите моторчики.

Зайка. Подождите, я возьму гостинцы с собой.

Воспитатель. Зайка, быстрее. Моторчики завели? (Да.) Где же у самолетов крылья? (Детиразводят руки в стороны.) Вот какие самолеты! Полетели!

Дети с воспитателем «подлетают» к столику с чере­пашками.

Воспитатель. Вот здесь мы приземлимся.

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом перед столиком.

Звучит песенка про Львенка и Черепаху (ел. С. Козло­ва, музыка Г. Гладкова):

Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу, 

Все лежу и лежу

И на солнышко гляжу...

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие красивые черепашки на солнышке греются! Вот это желтая черепаш­ка. Какого цвета эта черепашка?

Дети. Желтая.

Воспитатель. Правильно. А эта черепашка какого цвета? (Показывает зеленую черепашку.)

Дети. Зеленая.

Воспитатель. Правильно, молодцы!

Зайка. А я новым друзьям привез подарки. Ребята, помогите мне их раздать. Только каждой черепашке у меня свой подарок! Вот желтой черепашке - желтое яб­локо.

Воспитатель подзывает каждого ребенка и предлагает найти подарок для черепашки.

Спрашивает, что он выбрал, какого цвета и какой че­репашке будет дарить. Хвалит малыша, если он сделал все правильно, и помогает, если ребенок затрудняется в выборе.

Когда задание выполнено, черепашки благодарят де­тей и говорят: «У нас тоже есть друзья - осьминожки, они живут в море».

Воспитатель включает магнитофон, звучит шум моря.

Воспитатель. Как приятно море шумит, оно тихое, спокойное. Ребята, давайте вместе с Зайкой отправимся к осьминожкам. Только к ним надо плыть на лодочках. Сделаем лодочки и поплывем по морю.

Дети складывают ладошки лодочкой и все «плывут» к осьминожкам.

Воспитатель. Посмотрите, как красивы сказочные осьминожки.

Зайка. Как у них много ножек, они, наверное, любят играть в футбол, я им в подарок привез мячики. Ребята, помогите мне раздать мячики осьминожкам.

Воспитатель показывает одного осьминога и просит ребенка найти для него мячик, спрашивает, какого он цвета (задание касается основных цветов). Затем предла­гает детям поиграть в игру «Веселые осьминожки» (упраж­нение для пальцев).

Воспитатель. Зайка, ты что опять загрустил?

3 а й к а. Я хотел сфотографировать новых друзей и по­казать фотографии белочке, но забыл фотоаппарат дома.

Воспитатель. Зайка, не переживай, сейчас ребята тебе помогут. Поможем, ребята? (Да.)Давайте на наших волшебных картинках сделаем фотографии черепашек и осьминожков. Черепашки греются на солнышке, лежат на песочке. Я прикреплю черепашку вот сюда, на желтый фон. Я выберу осьминожка такого же цвета и прикреплю его снизу на синий фон, он же в море плавает. Вот и по­лучилась фотография. Теперь вы, ребята, выберете себе черепашек и осьминожков и сделаете для Зайки красивые фотографии.

Работа окончена. Воспитатель хвалит ребят, говорит, что получились очень хорошие фотографии, но уже пора отправляться домой.

Осьминожек. Подождите, ребята, наша мама-осьминожка приготовила вам и Зайке угощение, вот возьми­те! (Раздает детям угощение, малыши благодарят его.)

Воспитатель. Ребята, заведем наши моторчики и полетим домой.

Воспитатель и дети «подлетают» к зимнему лесу, выставляют «фотографии» с осьминожками и черепаш­ками, прощаются с Зайкой и идут пить чай с «угоще­ниями».